На протяжении почти двух лет CDProjektRED не покладая рук работали над ошибками в Cyberpunk 2077. И многие из этих ошибок даже исправили. А чтобы продемонстрировать результат своей работы они придумали интересный манёвр – подогреть интерес к игре, выпустив аниме по мотивам.
Да, Cyberpunk: Edgerunners – это именно аниме. Оно сделано японской студией Trigger, которая до этого создала такие сериалы как Kill la Kill и Little Witch Academia. Но также студия известна и своей работой по контракту. До сотрудничества с CDPR, команда работала с Lucasfilm над двумя эпизодами мини-сериала «Звёздные Войны: Видения» и делала анимационные заставки к нескольким играм, в частности к Indivisible.
С Проджектами сотрудничество было весьма тесным, что видно и по титрам где среди сценаристов и продюсеров мелькают то японские то польские имена, и по тому как много знакомых вещей в сериале увидят те, кто играл в Cyberpunk 2077.
Доброе утро, Найт-Сити!
Самая первая сцена с кибер-психом уже остылает к промо-ролику от 2013 года. А когда «брейнданс» заканчивается (потому что всё происходящее было именно записью ощущений упомянутого кибер-психа) мы тут же переносимся в типовую квартиру Дэвида Мартинеса, ничем не отличающуюся от «апартаментов» Ви. Куда вы, возможно, заглядывали всего лишь пару раз.
И так далее. Джапан-таун, Бар «У Лиззи», байкеры из банды «Тигриные когти» — узнаваемые места, персонажи и термины будут возникать на каждом шагу. Так что у вас не возникнет сомнения, что действие происходит именно в Найт-Сити.
Отдельным моментом для зависти игроков будут поездки на монорельсе. Том самом, который Проджекты обещали среди фич Найт-Сити, но так и не сделали. В общем, прошедшим историю Ви (пусть даже и не до конца) доза ностальгии и дежа вю обеспечена.
Впрочем, у такого подхода есть и обратная сторона. Те, кто не играл в Cyberpunk 2077 могут не сразу сообразить, что такое брейндансы. Да, подробности об их создании потом будут, но уже где-то в 5-6 серии. А вот что за женщина одобрительно кивает глав.герою (Бестия, владелица клуба «Посмертие») незнакомые с игрой так и не узнают.
С другой стороны, и у знакомых с миром Cyberpunk 2077 могут возникнуть вопросы. Например, в одном из разговоров Девид называет своих (будущих) корешей «киберпанками». В игре никто никого так не называл, а тут это, похоже, термин, который реально используется и является синонимом «бегущих по краю» из названия. Так называют наёмников, которые живут постоянно подвергая себя риску, берясь за самые опасные (но и самые выгодные) предложения от фиксеров и корпораций.
Ещё сам кибер-психоз в игре был показан по большей части фикцией. Все кибер-психи из соответствующих квестов оказывались то наркоманами, то вставляли себе некачественные импланты, то слетали с катушек за долго до «кибернетизации». А в сериале, наоборот, показаны постепенно развивающиеся симптомы. Впрочем, серьёзного противоречия тут всё-таки нет — учитывая чем пичкают себя «бегущие» в сериале и как они живут, возможностей «психануть» у них хватает.
Гораздо более фантастическим стал имплант «сандевистан». Если в игре он просто включает слоу-мо, то тут он превращает владельца то ли во Флэша, то ли в Нео из «Матрицы», способного одним рывком за долю секунды пробежать через целое здание или проскочить толпу охраны, попутно всех расстреляв. Но что поделать — таковы законы жанра, где визуал, атмосфера и драйв во главе угла.
Форма над содержанием
Работы стадии Trigger вообще известны своим «запредельным» стилем. Огромное оружие, фантастические кульбиты во время драк, кадры с «деформацией» подчёркивающей особенно эмоциональные или юморные моменты. Причём в том же Kill la Kill ещё и сюжет подстать визуалу — история об авторитарной академии и школьной форме дающей сверхсилу.
В случае с Edgerunners, где сеттинг уже был определён поляками и Майклом Подсмитом, всё гораздо более приземлённо. Но яркие краски, головокружительные сцены и эффекты вроде остающегося следа из силуэтов, когда герой использует супер-скорость — по прежнему присутствуют. И смотрятся вполне уместно среди неоновых реклам Найт Сити.
Местами у меня возникало ощущение, что я смотрю Акиру или Бабблгам Кризис. А может Метрополис? Или Призрак в Доспехе? Хотя скорее всего у меня такие ассоциации просто потому что аниме уже давно задаёт тон всему жанру киберпанк. По крайней мере его визуальной составляющей. И Edgerunners определённо положит в копилку несколько дизайнерских решений.
Собственный стиль Trigger в «Бегущих по краю» особенно чувствуется в персонажах. Даже Дэвид, который поначалу выглядит максимально стандартным парнем, после пары апгрейдов (и нескольких недель, оставшихся за кадром) раздаётся в плечах и накачивает мускулы — ну чем не визуализация развития персонажа в RPG!
А уж остальные! Огромный и перекачанный Мэйн, фактически на первых порах ставший для Дэвида наставником, в каком-то смысле даже отцом. Рукастый техник пилар, веселящий напарников, жонглируя всяким во время вечеринок. И его сестра Ребекка, которая в поздних сериях становится одним из самых близких Дэвиду людей. Нет, не в романтическом плане, а именно как близкий друг, лучше остальных видящий, когда у него проблемы.
За Ребекку Trigger отдельный респект. Ведь по ходу съёмок кое-кому в CDProjektRED не понравился её дизайн — маленький рост, недоразвитые пропорции, молоденькое личико. Однако переделывать персонажа японцы отказались, кто-то из них даже ответил фразой «The Loli Must Stay»!
Романтическим интересом Дэвида является другая девушка — Люси. И хотя история их знакомства цепляет своей динамикой, именно как персонаж Люси довольно шаблонна. Прекрасная незнакомка, с «гибкой» моралью и «тёмным» прошлым… Впрочем, культовая Молли в «Нейроманте» тоже не сразу раскрывалась как персонаж.
Эта история стара, как мир
Сюжет «Бегущих по краю» может вызывать разные эмоции. Но то, что вызовет — несомненно. Да, с одной стороны мы имеем типичную историю про типичного школьника… Ну ладно, не совсем типичного — Дэвид учится, ни много ни мало, в элитной академии под патронажем самой корпорации «Арасака».
Как простой (пусть и талантливый) парень попал в такую школу? Как его мать Глория, работница обычной скорой помощи, добывает деньги для оплаты обучения? Об этом Дэвид не задумывается, относясь к учёбе наплевательски и даже вынуждая мать платить штраф за ущерб школьному софту.
Однако всё меняется, когда из-за очередных криминальных разборок местных банд, Дэвид с матерью попадают в автокатастрофу. Не имея элитной страховки Trauma Team, они вынуждены полагаться на дешёвую и недоукомплектованную клинику. А после смерти, Глории доступна лишь бесплатная кремация.
Забрав урну с прахом, Дэвид пробирается к себе в квартиру (ибо нормальный вход уже отключен за неуплату аренды) и пытается найти хоть что-то, что можно продать для выплаты долгов. И находит в заначке матери… боевой имплант, который она сняла на работе с трупа киберпсиха. Тому ведь всё равно услуги скорой уже не нужны. ;-)
И вместо того чтобы продать новую модель «сендевастена», Дэвид решает установить его себе. Хотя даже знакомый рипердок, не отягощённый моральными качествами, устанавливая его говорит что Дэвид с таким имплантом сам скоро слетит с катушек. Но тот решает, что лучше иметь пять минут славы (или в данном случае супер-скорости), чем до старости ходить склонив голову перед корпоратами.
Как выясняется, Дэвиду с его «апгрейдом» отмерено гораздо больше, чем пять минут. Уже в первый день он надирает задницу заносчивым одноклассникам, а потом благодаря ускоренной реакции хватает за руку вора-невидимку когда тот пытается украсть у него микрочип прямо из разъёма на шее. Вором оказывается прекрасная незнакомка, Люси.
И тут начинается тот самый «бег по краю». Погони, перестрелки, подставы и предательства. Дэвид знакомится с Мэйном, который кстати и скупал у его матери снятые с трупов импланты, и теперь уже своим талантом использовать «сендевастен» без серьёзных последствий (подумаешь, кровь из носа, и то лишь при слишком частом включении!) пробивает себе путь от рядовой шестёрки до большого босса.
К сожалению только, путь «бегущего по краю» не обходится без риска и жертв. Кого-то приканчивает случайный кибер-псих, кто-то сам съезжает с катушек, кто-то оказывается предателем… Возможно кто-то сочтёт это спойлерами, но достаточно задуматься, что нам показывают (и поют) в заставке и вы поймёте, что главный «посыл» сюжета был очевиден с самого начала.
Мы знаем, как всё закончится…
Cyberpunk: Edgerunners – это один из тех аниме-сериалов, которые можно рекомендовать и тем, кто не знаком с миром японской анимации. Тем более что его вовсе не обязательно смотреть с субтитрами. Учитывая что местом действия является город в США, английская озвучка выглядит вполне аутентично. И сделана весьма качественно.
Да, некоторые визуальные моменты могут показаться слишком «анимешными». Но их будет оттенять более приземлённый (чем обычно для студии Trigger) сеттинг игры в целом. Уж тем, кто играл в Cyberpunk 2077, точно будет комфортно в знакомых «декорациях».
Так что в отличие от игры, оказавшейся на выходе весьма неоднозначной, сериал «Киберпанк: Бегущие по краю» получил вполне заслуженные положительные отзывы. И я к ним присоединяюсь.